Указ Павла I от 29 апреля 1797 года

Указ Павла I от 29 апреля 1797 года фото
Указ Павла I от 29 апреля 1797 года фото #2Указ Павла I от 29 апреля 1797 года фото #3Указ Павла I от 29 апреля 1797 года фото #4Указ Павла I от 29 апреля 1797 года фото #5Указ Павла I от 29 апреля 1797 года фото #6

Знаменитый Указ Павла I от 29 апреля 1797 года «Об учреждении повсеместно верных весов, питейных и хлебных мер» включал ряд пунктов, регулирующих форму, вид, особенности конструкций весов, безменов и гирь, а также правила их использования. Сразу отметим, что своим Указом Павел I решился, пожалуй, на один из самых амбициозных проектов по реформированию торгового оборудования. Именно конструктивные особенности весов и гирь, а не изменения в самой системе измерений, были целью императора. Давайте рассмотрим, какие пункты содержал Указ и какие из них оказали наибольшее влияние на дальнейшее развитие отечественной метрологии.

О безменах

В пункте 1 Указа говорится, что «употребление обыкновенного Российского безмена должно быть совершенно запрещено по способности его к обману». Поспорить с этим сложно. Русский безмен в следствие неравномерной шкалы и вправду не отличался ювелирной точностью, особенно при взвешивании грузов тяжелее нескольких фунтов, так что вероятность ошибки при считывании показаний была крайне высока. Вместо привычной каждому разносчику конструкции, «дабы не отступать от принятых обычаев», предлагалось ввести безмен нового устройства.

В приложении к Указу, содержащем ряд рисунков и пояснений, мы можем увидеть, какая конструкция подразумевалась. На рисунке определенно точно изображен безмен с подвижной гирей (римские весы). Максимально разрешенная грузоподъемность безменов нового образца, применяемых в розничной торговле, не должна была превышать трех пудов (49,14 кг). Аналогичную конструкцию, но гораздо более крупных размеров, предлагалось использовать и для взвешивания тяжелых грузов в провиантских магазинах (на складах съестных припасов для войска) и пакгаузах (складах для хранения различных, в том числе коммерческих товаров). Грузоподъемность такого многометрового безмена могла достигать 120 пудов (1965,6 кг). Таким образом, на «безменную доску» (платформу для грузов) мог с легкостью поместиться большой воз с сеном.

О весах

«Для верности при развешивании товаров» торговые равноплечие весы также отныне должны были иметь определенную форму. Изображенные на поясняющем рисунке весы снабжались либо одинарными крюками, на которые подвешивались чаши для грузов, либо двойными крюками, если груз и гири предполагалось взвешивать без использования чаш. При этом концы коромысла должны были маркироваться буквами: «Т» для места подвеса товара, «Г» - для места размещения гирь.

О гирях

Немало внимания в Указе отведено торговым гирям. В пункте 4 Указа была определена единая форма торговых мер веса, которым отныне следовало быть «почти сферическими или шаровидными», поскольку такая форма «менее всех подвержена к трению». В приложении к Указу мы находим изображение, поясняющее устройство гири нового образца в разрезе. Конструкция предполагала наличие стержня, проходящего сквозь центр гири, в верхней части переходящий в кольцо для удержания, а снизу (на дне гири) скрепляемый гайкой. В целях коррекции веса гири, «если гиря из литья неполновесной выйдет», в ее теле следовало оставлять пустоты.

Изготавливать гири нового образца было предписано из чугуна «в рассуждении его твердости», а дабы оградить меры веса от коррозии, их следовало покрывать горячим маслом. В целях соблюдения стандарта веса новых гирь «следует им быть выливаемыми на Александровском заводе, и под строгим наказанием запретить прочим заводчикам таковое литье». При этом Александровский завод должен был отмечать каждую изготавливаемую им гирю неким секретным штемпелем.

Бороться с неверными гирями предлагалось еще одним весьма любопытным способом. Считалось, что чем меньше гирь будет в распоряжении торговца, тем правдивее будет взвешивание. Разновес Павла I включал четыре гири номиналом в фунтах (1, 3, 9, 27) и пять гирь с номиналом в золотниках (1, 3, 9, 27 и 81). Имея в распоряжении только вышеописанные гири, можно было взвесить любой товар весом от 1 золотника до 40 фунтов (1 пуд). Для облегчения расчетов «Статский Советник Гасконий изобрел особливую таблицу, … таковую таблицу должны купцы и разносчики иметь всегда при себе». Правила и примеры пользования таблицей содержались в приложении к Указу. К примеру, чтобы отвесить 18 фунтов крупы, следовало в чашу под литерой «Г» поместить гирю в 27 фунтов, а вместе с товаром на другую чашу гирю в 9 фунтов. Проведя несложные арифметические действия, получаем вес товара равным 18 фунтам.

Что же мы имеем на деле?

Популярность традиционного русского безмена после 1797 года отнюдь не стала меньше. Если бы исполнение Указа Павла I имело строгий контроль, то спрос на простые безмены уже в начале XIX столетия существенно снизился. Однако, на деле этого не произошло, благодаря чему, к примеру, мы можем изучать удивительной красоты калужские безмены, расцвет производства которых пришелся именно на ХIX век. Традиционный русский безмен просуществовал еще более столетия, пока, наконец, полностью не был полностью вытеснен безменами с подвижной гирей уже советского производства.

Как показала история, в одиночку Александровский завод с объемом производства весовых гирь не справился. Спустя всего несколько лет, число Олонецких заводов, которым разрешалось отливать торговые чугунные гири, увеличилось. С 1823 года Указом Александра I гири могли отливать предприятия Хребта Уральского, а «Положение о весах и мерах» от 1842 года вообще снимал ограничения по местам производства чугунных гирь. Для того, чтобы приступить к отливке торговых разновесов, необходимо было получить дозволение от губернского начальства и оплатить пошлину в 90 копеек серебром.

Не прижился в народе и новый состав торгового разновеса. Использование минимального количества гирь было крайне неудобным, и никакая таблица исправить данное обстоятельства была не в силах. В 1842 году это нововведение Павла I было официально отменено. А вот форма гири была принята, хотя ее устройство и отличалось от описанного в Указе. Гири отливались круглой формы с дужками цельными, несоставными и по правилам чуть больше нормы. Затем вес готовых изделий доводили до эталонного путем высверливания излишка металла со дна гири.



576
31 марта 2017