Назад
Эпоха почтовых весов
Появление специальных весов для взвешивания почтовой корреспонденции относят к XIX веку. Именно в то время англичане впервые начали рассчитывать стоимость отправки писем по их весу, а не по количеству листов. Немногим позже нововведение достигло берегов Соединенных Штатов, а также распространилось по всей Европе. Эта тенденция не обошла стороной и Россию. Уже в 40-х годах XIX столетия, чтобы отправить письмо, его необходимо было отнести в почтовую контору, где служащий проверял написание адреса и взвешивал отправление на весах. На почтовых конвертах тех времен можно было видеть надпись «10 коп. за лот. 1 коп. за конв.» – такими были стандартные почтовые тарифы на пересылку писем по России.
Некоторые исследователи полагают, что первые специальные весы для писем отличались ординарностью и простотой конструкции. Типичным примером тому могут служить пружинные весы и безмены. Такие механизмы были доступны по цене и в то же время отвечали всем требуемым стандартам, предъявляемым к точности весов данного типа, благодаря чему они были широко распространены вплоть до второй половины ХХ века. Помимо пружинных безменов письма взвешивали на чашечных весах системы Роберваля. Классический дизайн весов с чашами поверх системы коромысел быстро стал популярен на почтовых отделениях. Не менее востребованы были весы маятникового типа. В последствие почтовые весы стали отличаться бесчисленным количеством конструкций, и сейчас уже сложно сказать, какой из них принадлежит пальма первенства. Вероятно, это многообразие стало одной из причин их высокой популярности среди коллекционеров.
С момента появления потребности в почтовых весах среди их производителей наметилась жесткая конкуренция. Дабы привлечь внимание к своей продукции, весовщики стремились выделить ее различными способами. Одним из таких стандартных приемов было снабжение весов таблицами с указанием почтовых тарифов. Впрочем, срок службы таких моделей ограничивался сроком действия официально установленных расценок на почтовые расходы. Чтобы их весы дольше оставались востребованными, некоторые производители выпускали к ним сменные почтовые таблицы. Помимо этого, существовал ряд других, порой занятных способов усовершенствовать стандартные модели, на многие из которых были получены патенты.
В 1871 году в Англии был выдан патент на модель, сочетающую в себе свойства чашечных весов и безмена. Левая часть весов ничем не отличалась от стандартной конструкции Роберваля, она предполагала наличие плоской чаши для размещения взвешиваемого письма. Правая же часть конструкции представляла собой безмен с нанесенной измерительной шкалой и подвижной скользящей гирей, встроенной в тело рычага. Взвешивать на таких весах можно было без использования дополнительных гирь. В 1875 году были запатентованы еще одни весы на основе системы Роберваля. Только на этот раз, противовесом взвешиваемому письму служил набор дисковых гирек, располагавшихся одна над другой на специальном подвесе. В процессе взвешивания гирьки следовало постепенно размещать на подвесе, пока их вес не уравновесит вес письма.
В начале ХХ века появляется ряд моделей, в которых ценились компактность и универсальность. В 1901 году был зарегистрирован интересный прибор, сочетающий в себе ручку и пружинный безмен для писем, а годом раньше появилась конструкция, объединявшая почтовые весы с ножом для бумаги. Эта тенденция была отмечена и в 1952 году, когда в США был запатентован пружинный безмен, сочетающий в себе не только механизм для взвешивания писем, но и нож для бумаги, а также устройство для защиты чека.
Не обошли интересные нововведения и такую, казалось бы, простую конструкцию пружинных весов-подсвечников. В 1927 году была создана модель, измерительным элементом в которой служила не пружина, а жидкость, заполняющая корпус весов.
В нашу страну почтовые весы поставлялись в основном из Европы, причем зарубежные производители стремились адаптировать их для использования в России. В коллекции Музея мер и весов имеется прекрасная иллюстрация этому – маятниковые весы со шкалой, маркированной в лотах. Эти весы имеют немецкое происхождение, рисунок аналогичной модели был опубликован еще в 1892 году в каталоге продукции фирмы Ph.J.Maul. Как утверждал производитель, эта модель могла быть маркирована шкалой как в лотах, так и в унциях и граммах, для использования в Англии и других странах Европы соответственно.
Лишь в ХХ веке в почтовых отделениях нашей страны начали появляться весы отечественного производства. В 1929 году сотрудник Бакинской почтовой конторы Саакян разработал автоматические почтовые весы для приемки заказных писем и бандеролей. Новые весы упрощали работу по приему почтовой корреспонденции и увеличивали производительность труда в 80 раз. В процессе взвешивания писем весы указывали стоимость отправки, помимо этого они были оснащены функцией подсчета всей дневной работы. Что немаловажно, изобретение нашло практическое применение в Бакинском округе связи.
Сейчас механические почтовые весы практически полностью вытеснены электронными. Однако, часть раритетов все же сохранилась, став неотъемлемою частью экспозиций различных музеев.