История создания платформенных весов

История создания платформенных весов фото

История создания платформенных весов История создания платформенных весов История создания платформенных весов История создания платформенных весов

С развитием торговли и промышленности возникла необходимость в весах, рассчитанных на большие нагрузки. Для этой цели прекрасно подошли платформенные весы. Согласно исследованиям английского коллекционера и автора многочисленных научных работ Майкла Крофорта (Michael Crawforth), первые конструкции таких весов появились еще в XVIII веке.

Одним из первых в этой области прославился англичанин Джон Вайат (John Wyatt). Решая задачу более легкого и быстрого взвешивания транспорта, он пришел к мысли создать весы c оригинальной системой рычагов, соединенных со специальной платформой для размещения взвешиваемого предмета. Примерно в то же время Джозеф Эйер (Joseph Eayre), механик из окрестностей Лондона, разработал несколько отличную модель. Хотя его конструкция и не была идеальной, на рычаги действовало трение, однако, модель Эйера можно смело считать прообразом десятичных весов.

Неизвестно, имел ли 27-летний лейтенант Константин Корнильевич Принц, служащий в Морском кадетском корпусе, представление об идеях Вайата и Эйера и что натолкнуло его на мысль о создании «машины, служащей для взвешивания великих тягостей». Однако, факт остается фактом. В 1807 году, задолго до получения патента Фербенксом, в сборнике «Записки, издаваемые государственным адмиралтейским департаментом, относящиеся к мореплаванию, наукам и словесности» он опубликовал подробное описание сотенных (центезимальных) весов, соотношение груза к гире в которых составляло 100:1. В описании к весам в частности говорилось, что «машина служит легкому и удобному взвешиванию больших тягостей. Она составлена из рычагов второго рода и устроена таким образом, что вес, налагаемый на шкалу, содержится к тяжести, на помост положенной, как 1:100, или вес на шкале есть 1/100 часть тяжести, положенной на помост».

О самом изобретателе известно немного. Он родился в 1778 году, с 1794 года начал служить во флоте волонтером, а в 1802 году был зачислен в Петербургский морской кадетский корпус. В 1806 году К.К. Принц представил в Государственный адмиралтейский департамент чертежи и описание сотенных платформенных весов, статья о которых была опубликована годом позже в «Записках». Помимо этого изобретения он также прославился описанием приспособления для подъема затонувших грузов. К сожалению, Принц не получил патент на разработанную им конструкцию весов. Как известно, регистрация прав на изобретения хотя и была официально учреждена в России в середине XVIII века, однако, не была популярной. До 1812 года было выдано всего 76 привилегий (как тогда называли патенты), так что автор проекта довольствовался лишь статьей в сборнике. В 1822 году немец Фридрих Квинтенц (Friedrich Quintenz) получил патент на изобретение десятичных платформенных весов. Предложенная им конструкция несколько напоминала модель Эйера, но в функциональном плане оказалась более продуманной и без сомнения пригодной для практического применения. К тому же в то время все большую популярность приобретала метрическая система измерений, и соотношение груза к гире, составлявшее 10:1, становилось как никогда актуальным.

Еще один патент был выдан в 1831 году американцу Тадеусу Фербенксу (Thaddeus Fairbanks), которому удалось зарегистрировать сотенные весы. Изобретение Фербенкса сразу подверглось критике, поскольку идея уравновешивания тяжелого груза более легкой гирей в соотношении 100:1 была уже не нова. Еще в 1820 году Фридрих Квинтенц пытался запатентовать аналогичные весы, но ему было отказано, поскольку его конструкция очень сильно походила на ряд уже существующих моделей. Впрочем, Фербенкс знал это, и его заслуга, прежде всего, заключалась в очередном усовершенствовании платформенных весов.

В России платформенные весы стали применять начиная со второй половины XIX века. Интересен тот факт, что наряду с десятичными и сотенными в нашей стране получили достаточно широкое распространение так называемые «сороковые» весы, поскольку они учитывали особенности русской системы измерений, в которой кратность основных единиц веса для взвешивания тяжелых грузов, фунта к пуду, составляла 40:1. В процессе введения метрической системы измерений все большую популярность приобретали именно сотенные и десятичные весы. Цена на них колебалась в зависимости от производителя, но все же приобретение новых весов было весьма затратным для покупателя.

В это переходное время отдельные умельцы придумывали способы модернизации все еще широко используемых сороковых весов. Так, например, в 1924 году некий изобретатель Е.Е. Маслов получил патент, в котором описал приспособление для переделки сороковых весов в сотенные, прокомментировав свое изобретение следующим образом: «От существующих сороковых весов отнимается их гиредержатель и вместо него подвешивается на обыкновенной сережке вспомогательный дополнительный баланс с отношением плеч как 2 к 3, причем размер баланса выбирается в зависимости от наличия места для свободных качаний его».

Кстати, в 1920-30-х годах в нашей стране было зарегистрировано огромное количество патентов на оригинальные весовые конструкции и доработки, так что российских изобретателей трудно упрекнуть в отсутствии идей в этой области. Еще одним интересным доказательством тому служит опубликованный в 1926 году патент на изобретение платформенных весов, выданный С.Л. Гурвичу. Автор изобретения описал весы, которые «имеют целью показание веса взвешиваемого предмета амперметром». Предполагалось, что при изменении нагрузки на платформу будет меняться сопротивление электрической цепи, что отразится на показаниях амперметра, градуированного в весовых единицах.

К сожалению, доподлинно неизвестно, получили ли практическое воплощение идеи Е.Е. Маслова и С.Л. Гурвича, как, впрочем, остается невыясненной судьба многих других инновационных предложений.



5212
11 августа 2014