Эпоха почтовых весов

Эпоха почтовых весов фото

Появление специальных весов для взвешивания почтовой корреспонденции относят к XIX веку. Именно в то время англичане впервые начали рассчитывать стоимость отправки писем по их весу, а не по количеству листов. Немногим позже нововведение достигло берегов Соединенных Штатов, а также распространилось по всей Европе. Эта тенденция не обошла стороной и Россию. Уже в 40-х годах XIX столетия, чтобы отправить письмо, его необходимо было отнести в почтовую контору, где служащий проверял написание адреса и взвешивал отправление на весах. На почтовых конвертах тех времен можно было видеть надпись «10 коп. за лот. 1 коп. за конв.» – такими были стандартные почтовые тарифы на пересылку писем по России.

Некоторые исследователи полагают, что первые специальные весы для писем отличались ординарностью и простотой конструкции. Типичным примером тому могут служить пружинные весы и безмены. Такие механизмы были доступны по цене и в то же время отвечали всем требуемым стандартам, предъявляемым к точности весов данного типа, благодаря чему они были широко распространены вплоть до второй половины ХХ века. Помимо пружинных безменов письма взвешивали на чашечных весах системы Роберваля. Классический дизайн весов с чашами поверх системы коромысел быстро стал популярен на почтовых отделениях. Не менее востребованы были весы маятникового типа. В последствие почтовые весы стали отличаться бесчисленным количеством конструкций, и сейчас уже сложно сказать, какой из них принадлежит пальма первенства. Вероятно, это многообразие стало одной из причин их высокой популярности среди коллекционеров.

С момента появления потребности в почтовых весах среди их производителей наметилась жесткая конкуренция. Дабы привлечь внимание к своей продукции, весовщики стремились выделить ее различными способами. Одним из таких стандартных приемов было снабжение весов таблицами с указанием почтовых тарифов. Впрочем, срок службы таких моделей ограничивался сроком действия официально установленных расценок на почтовые расходы. Чтобы их весы дольше оставались востребованными, некоторые производители выпускали к ним сменные почтовые таблицы. Помимо этого, существовал ряд других, порой занятных способов усовершенствовать стандартные модели, на многие из которых были получены патенты.

В 1871 году в Англии был выдан патент на модель, сочетающую в себе свойства чашечных весов и безмена. Левая часть весов ничем не отличалась от стандартной конструкции Роберваля, она предполагала наличие плоской чаши для размещения взвешиваемого письма. Правая же часть конструкции представляла собой безмен с нанесенной измерительной шкалой и подвижной скользящей гирей, встроенной в тело рычага. Взвешивать на таких весах можно было без использования дополнительных гирь. В 1875 году были запатентованы еще одни весы на основе системы Роберваля. Только на этот раз, противовесом взвешиваемому письму служил набор дисковых гирек, располагавшихся одна над другой на специальном подвесе. В процессе взвешивания гирьки следовало постепенно размещать на подвесе, пока их вес не уравновесит вес письма.

В начале ХХ века появляется ряд моделей, в которых ценились компактность и универсальность. В 1901 году был зарегистрирован интересный прибор, сочетающий в себе ручку и пружинный безмен для писем, а годом раньше появилась конструкция, объединявшая почтовые весы с ножом для бумаги. Эта тенденция была отмечена и в 1952 году, когда в США был запатентован пружинный безмен, сочетающий в себе не только механизм для взвешивания писем, но и нож для бумаги, а также устройство для защиты чека.

Не обошли интересные нововведения и такую, казалось бы, простую конструкцию пружинных весов-подсвечников. В 1927 году была создана модель, измерительным элементом в которой служила не пружина, а жидкость, заполняющая корпус весов.

В нашу страну почтовые весы поставлялись в основном из Европы, причем зарубежные производители стремились адаптировать их для использования в России. В коллекции Музея мер и весов имеется прекрасная иллюстрация этому – маятниковые весы со шкалой, маркированной в лотах. Эти весы имеют немецкое происхождение, рисунок аналогичной модели был опубликован еще в 1892 году в каталоге продукции фирмы Ph.J.Maul. Как утверждал производитель, эта модель могла быть маркирована шкалой как в лотах, так и в унциях и граммах, для использования в Англии и других странах Европы соответственно.

Лишь в ХХ веке в почтовых отделениях нашей страны начали появляться весы отечественного производства. В 1929 году сотрудник Бакинской почтовой конторы Саакян разработал автоматические почтовые весы для приемки заказных писем и бандеролей. Новые весы упрощали работу по приему почтовой корреспонденции и увеличивали производительность труда в 80 раз. В процессе взвешивания писем весы указывали стоимость отправки, помимо этого они были оснащены функцией подсчета всей дневной работы. Что немаловажно, изобретение нашло практическое применение в Бакинском округе связи.

Сейчас механические почтовые весы практически полностью вытеснены электронными. Однако, часть раритетов все же сохранилась, став неотъемлемою частью экспозиций различных музеев.

Эпоха почтовых весов Эпоха почтовых весов Эпоха почтовых весов Эпоха почтовых весов



810
9 августа 2014